Публикация в зарубежном издании

Актуальные события из жизни колледжа

1

 

Проблема счастья остается одной из главных в этико-философских учениях. Она составляет одну из наиболее постоянных и, в то же время, динамичных установок морального сознания. Исследованию данной проб­лемы уделялось значительное внимание мыслителями всех времен и народов, от древности до наших дней. Это Эпикур и Диоген, Сократ и Аристотель, Сенека и Марк Аврелий, Конфуций и Лао Цзы, Л. Фейербах и Ф. Ницше, Л. Н. Толстой и В. В. Розанов и многие другие. Идея счастья – одна из первых в истории этической мысли. Болгарский философ Кирилл Нешев справедливо указывает, что именно она дала импульс становлению этической теории.

Несмотря на то, что проблема счастья исследуется на протяжении всей истории человечества, каждый раз обнаруживаются новые ракурсы её постижения. Каждая эпоха истории философии имеет свои «манифесты счастья». При этом нередко идеи мыслителей далекого прошлого удивляют нас своей глубиной и оригинальностью, созвучностью современным этико-философским исканиям.

Не обошел вниманием эту проб­лему и выдающийся представитель средневековой арабо-мусульманской философии и восточного аристотелизма, ученый-энциклопедист – Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби.  В 2020 году исполнилось 1150 лет со дня его рождения.  Исследователи его творчества подчёркивают, что основная проблема, с которой, можно сказать, начинается развитие этической мысли аль-Фараби, – это проблема достижения человеком красоты и счастья, умения жить в гармонии с мировым целым.

Преподавателем гуманитарных дисциплин, кандидатом исторических наук, доцентом М. В. Алейниковым была подготовлена очередная научная статья, посвящённая творчеству аль-Фараби. Она опубликована на страницах известного казахстанского общественно-политического журнала «Мысль» (2001. №1. январь).

В статье раскрываются особенности понимания аль-Фараби сути счастья и путей его достижения. При этом предпринят анализ ряда первоисточников - известных работ великого мыслителя. Используя элементы философской компаративистики, автор пришёл к обоснованному выводу о том, что осуществляя сравнительный анализ этико-философских воззрений аль-Фараби и ряда других мыслителей можно открыть пространство для диалога культур, этико-философских традиций и актуализировать их в русле современных духовно-нравственных проблем.

2